Капитан Дикштейн

Кураев Михаил Николаевич — писатель, кинодраматург; родился 18 июня 1939 г. в г. Ленинграде, пережил блокаду. Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. А. Н. Островского по специальности "театровед" в 1962 г. Более 20 лет работал редактором на киностудии "Ленфильм", написал ряд сценариев; публицист, эссеист. 

Дебютировал как писатель в 1987 г. повестью "Капитан Дикштейн", опубликованной в журнале "Новый мир". В ней Кураев М. Н. впервые предстал перед читателем тонким стилистом, мастером реалистичного письма, великолепно владеющего сложной интонацией авторской речи. Написал: "Блок-ада", "Жребий-241", "Ночной дозор", "Маленькая семейная тайна", "Встречайте Ленина", "Путешествие из Ленинграда в Санкт-Петербург", "Питерская Атлантида". Сочинения переведены на 12 иностранных языков.

Сопредседатель Союза российских писателей; член Союза писателей Санкт-Петербурга и Союза кинематографистов России; член исполкома Русского ПЕН-клуба; член Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга.

Осенью 1995 года по приглашению датских университетов и "Центра Британия — Россия" писатель выступал с лекциями о русской литературе и советскому кино в университетах Оденси, Орхуса, Копенгагена, Глазго, Эдинбурга, Суонси, Бристоля и Лондона. В том же году Михаил Кураев удостоен премии правительства Санкт-Петербурга за лучший роман о городе — "Зеркало Монтачки".

В 1998 году ему присуждена Государственная премия России.

"Чем-то Михаил Кураев напоминал посмертно возведенного до гениев Довлатова, но это "чем-то" скорее всего объясняется тем, что жили и возрастали данные товарищи в одном городе и только. Кураев ироничен, но не хохмач, брызгающий ради смеха хмельную мочу в лицо ближнему своему иль портвейн № 17, наливая в ботинки гостю просто тоже ради смеха или веселья. На мой читательский взгляд, Михаил Кураев пишет лучше, чем Довлатов, и вся недолга" — Виктор Астафьев.

 

Проект полнометражного художественного фильма — "Капитан Дикштейн"

Мятеж весной 1921 года в Кронштадте ознаменовал собой новую фазу Гражданской войны в России. Утвердившаяся по всей стране, завоеванная в ходе революции и Гражданской войны власть Советов уже на третий год оказалась властью одной партии, партии коммунистов. Восстание балтийских моряков и гарнизона в Кронштадте представляло для партии большевиков, по словам Ленина, угрозу большую, чем Колчак, Деникин и Врангель вместе взятые. Именно лозунг "За Советы без большевиков", "За власть Советов, а не одной партии" и был смертелен для бесконтрольной власти большевистской партии. Новая фаза Гражданской войны ставила в повестку дня вопрос, определивший судьбу страны на последующие семьдесят лет, вопрос о реальной власти. Подавление восстания позволило, сохранив декорации власти Советов, фактическую власть удержать в руках одной партии.

Потому Кронштадтский мятеж и обходился стыдливо советской историографией, что сама мысль, даже слова о противостоянии партии и народных масс были крамольны.

Появившаяся в конце 80-х годов повесть М.Кураева "Капитан Дикштейн" впервые приоткрыла завесу над трагическими событиями весны 1921 года в Кронштадте. Переведенная на многие языки, удостоенная Государственной премии России, повесть привлекала читателей, в первую очередь, судьбой самого незаметного, доверчивого и бесшабашного участника мятежа, кочегара из шестой котельной мятежного линкора "Севастополь".

События огромного исторического значения видятся и переживаются вместе с его рядовым участником.

Каково человеку на жерновах истории?

Может ли он устоять, сохранить свое человеческое достоинство, не стать ни мукой, ни пылью?

Трагические страницы восстания, сцены в высших эшелонах власти, дающие представление о масштабе событий, теснейше переплетаются с судьбой частного человека, которому не дано, как и большинству из нас, в полной мере осознать, в какую же историю он попал.

Stella