Колоннисты

Этой железнодорожной ветки не было на картах СССР. Её запрещалось фотографировать и снимать на киноплёнку, о её работе не упоминали в сводках Совинформбюро, молчали о ней фронтовые корреспонденты. Она родилась и умерла в секрете. Мало кто знает о ней и сейчас…

Только в 1984 году в ленинградском отделении издательства «Наука» вышла скромным по тем временам тиражом монография известного военного историка В.М.Ковальчука – «Дорога победы осаждённого Ленинграда», где педантично, с цифрами и документами, описывается строительство, эксплуатация и защита шлиссельбургского «коридора смерти».

Видимо, тема плохо вписывалась в уже сложившийся образ блокады Ленинграда, и ей не давали ходу. Ещё одна дорога, спасшая Ленинград от голодного вымирания, кому-то показалась лишней.

Из паровозной колонны численностью в 600 человек погиб каждый третий. Из 30 политруков в живых осталось пятеро. Цифры потерь по всем подразделениям не подсчитаны до сих пор… Шесть тысяч составов прошло в обоих направлениях за год существования трассы. Лишь единицы дошли невредимыми. Установлено: через синявинские болота в осаждённый Ленинград было привезено 75% всех грузов, остальные 25% дала ладожская Дорога жизни.

Лишь в 1984 году Министерство путей сообщения добилось, чтобы железнодорожников колонны особого резерва признали участниками боевых действий.

Stella