Дягилев «Мир искусства»

Бурное развитие экономики, насыщенная общественно-политическая жизнь в России конца Х1Х века стимулировали яркое, пышное цветение искусств. Появилась целая плеяда русских великих композиторов, отечественная литература вступила в свой золотой век, архитектура, балет, театр – везде сверкали русские звёзды первой величины.

Санкт-Петербургская Академия Художеств переживала трудные времена, полные невероятных и грандиозных событий. Диктат классицизма был свергнут. От холодных античных героев и сюжетов живописцы и скульпторы повернулись лицом к реальной жизни. Воцарились передвижники – Крамской, Репин, Левитан, Перов, Суриков. Их гениальные полотна зачастую были не только отражением реальных социальных и политических конфликтов, но и сами становились общественно важным политическим событием. Торжество этого художественного направления было несомненным.

Но тем не менее новое поколение русских художников двинулось совершенно в иную сторону. «Искусство для искусства», обособленность от политики, от общественных конфликтов, изысканная утончённость, изящество, куртуазность и гламурность — они провозгласили свои оригинальные лозунги, и собрали под свои шёлковые знамёна практически всех значительных художников своего времени. Безусловно, их творчество значительно обогатило русское и мировое изобразительное искусство.

А начиналось всё в самодеятельном кружке самообразования, который организовали ученики Петербургской Школы Карла Мая – Александр Бенуа, Дмитрий Философов, Константин Сомов. Решающую роль в преображении самодеятельного кружка в художественное направление мирового уровня сыграл выпускник Пермской гимназии, приехавший в столицу империи учиться в университете, Сергей Дягилев. Благодаря его организаторским способностям, его способности видеть и ценить талант, его умению увлечь разных людей общей идеей, поставить общую цель и добиться её – благодаря Сергею Дягилеву молодые художники смогли достойно представлять свои замечательные работы на выставках, смогли продавать свои произведения. И, самое главное, получили трибуну для декларации своих идей, место самого широкого общения, средство популяризации своего творчества – журнал «Мир Искусства».

За короткий срок художники «Мира искусств» достигли самой громкой известности как в России, так и за рубежом. Их имена навеки останутся славой и гордостью русского изобразительного искусства – Александр Бенуа, Константин Сомов, Михаил Врубель, Валентин Серов, Николай Рерих, Зинаида Серебрякова, Коровин, Лансере, Остроумова-Лебедева, Кустодиев, Грабарь, Бакст!

Расцвет «Мира искусств» пришёлся на очень драматичный период российской истории – Русско-Японская война, серия громких терактов, Кровавое воскресенье, революция 1905 года. По-разному откликнулись художники на суровые события. Некоторые сразу же уехали в благополучную и спокойную Европу, некоторые предпочли не заметить трагедии и продолжали жить по старинке. Некоторые с болью и состраданием стали участниками реальной русской жизни. Для всех — башня из слоновой кости рухнула и обратилась в прах.

Формально «Мир искусства» существовал до 1924 года. Но практически – кровавые события Первой Русской Революции раскололи это творческое объединение. И журнал, и общность мирискуссников перестали существовать.

Сергей Дягилев упорно продолжает свою антрепренёрскую, выставочную деятельность – в обеих русских столицах, в Германии, во Франции он устраивает выставки русского изобразительного искусства, устраивает грандиозные театральные постановки – русская опера, русский балет обретают мировую славу.

Следующей ступенью в деятельности Сергея Дягилева станут парижские «Русские сезоны».

Stella